О перспективности раннего обучения

Андрей Маниченко

Педагог, психолог, основатель компании “УМНИЦА”, автор развивающих методик.

Почему ребёнок должен начать обучение с 7 лет, когда «после трёх уже поздно»? нелепость ситуации в народном образовании очевидна: формальное обучение начинается тогда, когда заканчивается сенситивный период развития ребёнка.

Психология в школе как наука призвана обеспечить нормальное психическое развитие каждого школьника. Но на самом деле школьные психологи заняты лишь примирением учащихся с существующей системой. Почему же мы не можем приспособить саму систему к естественному миру ребёнка, к его естественному развитию, адаптировать не ученика к школьной системе, а систему к психологическим особенностям развития ребёнка?


В последнее время о раннем образовании появилось много работ, печатной и игровой продукции, адресованной в первую очередь озабоченным родителям. Модная индустрия детских игр и игрушек взяла на вооружение модное слово «развитие», и теперь все детские игрушки стали развивающими. Они развивают всё: от тонкой моторики руки до креативности.
Но по-настоящему стройными методическими системами раннего обучения, на наш взгляд, являются лишь две: Глена Домана и Н.А. Зайцева.
Система Г.Домана – «Как научить ребёнка читать», «Как обучить ребёнка математике», «Как дать ребёнку энциклопедические знания» - адресована, в первую очередь, родителям и подразумевает естественную модель: родитель – учитель своего ребёнка.


Учебно-методические пособия Н.А. Зайцева рассчитаны на обучение с двухлетнего возраста преимущественно в условиях детского сада.
Обучение по Зайцеву отличается, во-первых, игровой формой. Детям предоставлена великолепная игра, в которую они с большим увлечением играют. Во-вторых, методические пособия Зайцева и по чтению,  и по математике, и по английскому языку, и по каллиграфии, и по грамматике русского языка отличаются великолепной структурированностью, простотой и лёгкостью подачи учебного материала.


Если о достоинствах и недостатках каких-либо определённых методических разработок можно ещё спорить, то бесспорность раннего обучения очевидна.
Против этого могут возражать лишь те, «кто имел несчастье родиться раньше и создать «свои» методики», либо определённая часть родителей, прошедшая горнило современной школы и взывающая против не только раннего, но и вообще обучения: «Не лишайте ребёнка детства!»
Но именно о радости раннего обучения пишут и Г.Доман, и Н.Зайцев. «Малыши хотят и могут учиться… Годовалого ребёнка научить читать легче, чем шестилетнего», - не устаёт повторять Г.Доман.


Школьная же система пронизана сплошными несоответствиями психологическим возможностям ребёнка:
1.  несовпадение сенситивного периода развития (от 0 до 6 лет) с периодом обучения в школе (с 7 до 16 лет);
2.  классно-урочная система, которую можно сравнить с продвижением группы учащихся, спутанных одной верёвкой и со связанными ногами;
3.  «капельно-пипеточная» форма подачи знаний;
4.  стрессогенная ситуация – 30% учебного времени уходит на проверку знаний;
5.  вечный страх не найти единственный правильный ответ, который подразумевает учитель (для сравнения: у Ю.Б. Гатанова в «Курсе развития творческого мышления» - все ответы – правильные!);
6.  Перевод учащихся с двойками и наслоение неусвоенных знаний, - поэтому неспособность воспринимать новое;
7.  директивность и авторитарность все1 системы образования;
8.  сдерживание развития способных учащихся;
9.  порочность пятибалльной оценочной системы знаний;
10. красная паста учителя в тетрадях, жирные двойки и единицы (интересное наблюдение: неуспевающие ученики, тестируемые по цветовому тесту Люшера, никогда не выбирают красный цвет, в ряду предпочтений он занимает 7-8 место);


Этот список можно продолжать до бесконечности. Как следствие всего этого – стойкое отсутствие мотивации к обучению и сплошная безграмотность. Г.Доман: «Школьная система принижает ребёнка, создаёт условия не для успехов, а для поражения». Чтобы приблизить современную систему образования к психологическим возможностям ребёнка, её нужно коренным образом перестроить. Либо же, выражаясь словами Евгения Базарова, «сначала место расчистить», т.е. не реорганизовывать систему, а создавать её заново, возможно, параллельно с существующей.
В этом нас убеждает и наш небольшой опыт, и трудности, с которыми мы столкнулись на этом пути, и прекрасная перспектива – дать возможность детям стать талантливыми.
Лекторий для родителей по модели Г.Домана и организация занятий по методикам раннего развития – это, на наш взгляд, лишь начало пути. Главное – теперь не только педагоги и психологи, но и родители приходят к пониманию, что раннее обучение – единственная необходимая возможность естественного, т.е. высокоэффективного развития детей.
Менталитет нашего общества пришёл к осознанию безграничных возможностей ребёнка: маленькие дети хотят, могут и должны учиться, - и растёт число родителей, заинтересованных начать обучение своего малыша как можно раньше.

 

 

А Ваш малыш читает быстрее папы?

Елена Федотова, Санкт-Петербург

В каком возрасте Вы научились читать?? В 5 или в 6? А моя Аня уверена, что умела читать всегда. И в 2 с половиной года она читала гораздо быстрее папы. Потому что мы начали заниматься с самого рождения.
Спросите, как нам это удалось? Все гениальное – просто! Мы верили в успех и занимались с удовольствием. Для Анечки урок по чтению – самое увлекательное занятие.

Главное – начать


Первым и самым трудным шагом было забыть, как нас учили в школе - М+А+М+А = МА+МА = МАМА. С буквами дела идут обычно хорошо. Почти все дети к 2-3 годам знают алфавит назубок. Но, уверена, девять мам из десяти очень долго объясняют малышам, как из букв получаются слова.
Следующий шаг – выбор методики обучения – дался нам гораздо легче. Муж сказал: «Не хотим читать по слогам? Будем читать целыми словами!». Решение заниматься с комплектом “Букварь с пеленок” приняли единогласно.
“Во-первых, наша малышка будет учиться читать не по буквам, а целыми словами, как мы и хотели. Ведь образ целого слова представить гораздо легче, чем непонятный символ – букву. Во-вторых, постоянные занятия позволят утолить информационный голод ребенка, ведь детский мозг особенно активно растет и развивается именно до 3 лет. Но главное, регулярные эмоциональные занятия сделают вас с дочкой подругами. А не это ли твоя самая большая мечта, дорогая?”
Анечкин папа убедил меня сразу.

Как мы учились читать


Через 6 месяцев Аня уже умела читать. Понадобились только карточки со словами и книги-листалки. Их крупный шрифт привлекает внимание и развивает зрение малыша, а особая конструкция книг-листалок превращает обучение в увлекательную игру. Мы просыпались с листалками-просыпалочками, прыгали с «прыгалками», брали на прогулку «шагалки»… Эти книжки стали нашими любимыми игрушками. Теперь я знаю, что обучать малыша с пеленок просто, весело и эффективно! Ведь система обучения по “Букварю с пелёнок” задействует сразу 3 эффективных канала восприятия: яркие книжки – зрение, мамин голос – слух, игровые упражнения – тактильное восприятие.
Обучение чтению с рождения способствует развитию феноменальной памяти, внимания, правильной речи… Согласитесь, полезные навыки в наш век высоких технологий!
Скоро у Анечки будет братик. Сомнений нет. В 2 года он уже будет читать. И тоже быстрее папы.

 

Читаем на песке

Андрей Маниченко

Педагог, психолог, основатель компании “УМНИЦА”, автор развивающих методик.

 

«Продолжать занятия с ребенком во время отпуска или сделать перерыв?» - такой вопрос часто задают многие мамы. 14 способов обучения малыша чтению по методике Глена Домана во время летнего отдыха.

 

Пора в отпуск! На дачу, на море, в горы – куда угодно! Главное – всей семьей переживать яркие моменты лета.

Поэтому семейный отдых – это лучшее время для развития малыша. А море ярких впечатлений – прекрасная возможность разнообразить ваши занятия.

Рост популярности методики Г. Домана понятен: беглое чтение задолго до школы – это неоспоримое преимущество. А вместе с беглым чтением просыпается жажда познания, формируется глубокий ум и хорошая память.

Вот несколько советов, как превратить обучение чтению в полезную и увлекательную игру для всех членов семьи.

 

1. Письмена на песке. На мокром песке очень удобно писать палочкой. Писать можно всё что угодно, лишь бы это было интересно ребенку. А когда детей несколько, можно устраивать соревнование: кто быстрее прочитает. Если вы отдыхаете на песчаном берегу и наблюдаете, как волны одна за другой разравнивают прибрежную полосу, значит, у вас есть помощник, который быстро стирает написанное. А у детей - стимул – успеть прочесть надпись, пока не смыло волной.

 

2. Массаж спины. «На чьей спине будем писать сегодня?» - как правило, на такой призыв откликаются все. Каждому хочется, чтобы на его спине палочкой или пальцем выводили загадочные письмена. Интересно всё: и физические ощущения, и сам процесс угадывания. Если вы пишете на спине ребенка, то задания должны быть легкими: как правило, отдельные буквы или короткие слова.  А если пишете на спине папы или мамы, то слова могут быть посложнее, но доступны для разгадывания ребенку, ведь он находится в положении читателя. Можно заранее оговорить тему. Например: «Кто как кричит», «Кто живет в воде», «Что можно есть» и т.п.

 

3. Пишем камешками. Можно выложить камешками на песке имена всех членов семьи. Можно – лишь инициалы. Главное, чтобы малыш был участником этой формы общения. «Давай напишем мамину букву?» - и пишете «М». «Давай напишем папину букву?» - и пишете «П». Если малыш захочет сам выложить свою букву – будет здорово. Даже двухлетний малыш может начать писать в такой форме.

 

4. Качели. По-настоящему хорошие занятия – это те, на которых ребенка не заставляют сидеть в напряженной позе дисциплинированного отличника. Обучение на качелях – это когда малыш в одно и то же время и сидит, и летает, и читает. Показывайте ему карточки со словами, когда качели качнутся в вашу сторону. Ритм маятника поможет концентрироваться на ритмичном чтении карточек. Можно читать ребенку как отдельные слова, так и целые предложения.

 

5. Кто больше. После трех лет дети готовы к соревновательным играм. Если с вами на отдыхе два ребенка или больше, то учредите приз (например, еловая шишка) тому, кто прочтет больше слов. Возьмите стопку карточек и в быстром темпе показывайте детям. Кто успеет прочесть слово, тому отдавайте эту карточку как приз. Потом подведите итоги: кто больше слов прочитал, тому вручается главный приз.

 

6. Горшок, чемоданчик с карточками, бельевая веревка и прищепки. Если всё это вы взяли с собой в отпуск, то проводить занятия на воздухе даже с самым непоседливым ребенком можно очень даже эффективно. Когда ребенок восседает на горшке, а перед ним натянута бельевая веревка, то для ребенка нет большего удовольствия, чем считывать то, что пишет мама или папа, прикрепляя карточки со словами к веревке обычными прищепками. Трудность лишь в том, чтобы сочинить очень смешную или фантастическую фразу и заранее подобрать соответствующие карточки.

 

7. Девиз дня. «Тише едешь – дальше будешь», «Вместе весело шагать», «Море, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Закаляйся, как сталь!» - эти и многие другие афоризмы можно оформлять как девиз дня, прикрепляя карточки со словами к флагштоку, растяжке от палатки или попросту бельевой веревке.

 

8. Меню. В походных условиях готовить обед – это целая история. Пока женщины этим занимаются, мужчины вместе с детьми могут оформить меню, написав названия блюд на альбомных листах. Например: «Салат из одуванчиков», «Облако в болотном соусе», «Суп из топора», «Комары, жареные в масле» и т.п. Все фантастические названия можно сопроводить такими же смешными рисунками.

 

9. На запотевшем стекле. Во время дождливой погоды скучно сидеть на даче и поглядывать через запотевшее стекло. На нем можно что-нибудь нарисовать, а лучше – написать. Только обязательно что-нибудь очень смешное.

 

10. Мойка автомобиля. Даже двухлетние дети очень охотно участвуют в этой процедуре. Их старания можно поощрить, написав мокрой тряпкой на борту машины имена героев или слова благодарности: «спасибо», «молодец», «ура!»

 

11. Пишем записки. Пишите друг другу записки по любому поводу. Пишите крупным шрифтом на альбомных листах. «Я ушел в… Папа», «Ищите мячик на дереве», «Мороженое в холодильнике. Оставьте Шарику». Прочитывайте записки громко, в присутствии ребенка. Предлагайте написать что-нибудь в ответ. Тут же пишите и проговаривайте, что пишете, чтобы малыш и видел и слышал всю переписку. Вовлекайте его в сочинительство записок.

 

12. Тематические книги-альбомы (до отпуска) «Куда мы поедем», «Мы полетим на самолете», «Мы поедем на поезде (автомобиле)». Длительный перелет или переезд к месту отдыха всегда сопряжен с многочисленными трудностями. Чтобы сделать для ребенка эту поездку интересной, изготовьте альбом о предстоящем маршруте с рисунками, картинками, фотографиями и сопроводите всё это текстами крупным шрифтом. Тексты писать нужно на отдельных листах крупным шрифтом. При чтении альбома сначала читается текст, потом переворачивается страница и открывается иллюстрация. Опять читаем текст, переворачиваем страницу, рассматриваем изображение. И так далее.

 

 

13. Книги-альбомы «Дневник дня» (во время отпуска). Возьмите с собой в поездку чистые альбомы для рисования и фломастеры. Поскольку яркие впечатления в отпуске гарантированы вам каждый день,, книги с интересными сюжетами, текстами, картинками можно делать ежедневно. Остроумные тексты и рисунки еще долгое время после поездки будут занимать внимание малыша. Уровень сложности текстов должен соответствовать развитию ребенка. Это могут быть как книги слов «Что мы сегодня видели» (лягушку, кузнечиков, шишки, мухомор…), так и книги с развернутыми сюжетами.

 

14. После отпуска: серия фотоальбомов на тему «Лето 2008». К каждой фотографии – остроумный текст крупным шрифтом. Яркие впечатления и веселое слово надолго будут предметом гордости всей семьи.

 

И когда ваш ребенок, читающий бегло, станет раз за разом удивлять своей неуёмной жаждой познания, сообразительностью и осведомленностью, общительностью и жизнелюбием, тогда можно будет подвести первые итоги раннего развития. Вернее, не раннего, а своевременного, сообразного природе.

 

 

 

 

 

 

 

Развиваем интеллект с пелёнок

 

Татьяна начала учить читать сына Никиту с пелёнок, с 2-месячного возраста. К году ребёнок уже читал. Спустя 8 лет Никита – первый ученик в классе, отлично развит физически, лидер среди друзей, с хорошим чувством юмора, и, главное для мамы – его все любят.

 

Как же маме это удалось? Ответ прост: она верила в безграничные возможности своего малыша. Учёные доказали, что в жизни человека есть уникальный период, когда можно легко и с  Занятия с карточками из комплекта Чтение с пеленокудовольствием овладеть многими языками, научиться читать и считать. Именно с рождения до 3-х лет у родителей есть шанс поддержать естественную тягу ребёнка к знаниям и вырастить выдающегося человека. Мозг развивается лишь в том случае, если он работает. Чем больше мы с самого рождения занимаемся с малышом, тем быстрее идет его физическое и интеллектуальное развитие. Мощным стимулом для ребёнка служит занятие чтением.

 

Как учить читать

Вспомните, как учили нас: М+А+М+А =МАМА, приучая мыслить так же медленно, как и говорить. Сейчас, специально для маленьких, создана современная эффективная методика, дающая потрясающие результаты. В основе обучения – чтение целыми словами.

 

Ваш малыш может и должен учиться читать и говорить одновременно. И сделать это удивительно легко: на одно занятие с ребёнком затрачивается всего 5 секунд!

Все гениальное просто! Мама в течение 5 секунд показывает и читает 5 карточек со словами. После этого кроху обнимают, хвалят. И так три раза в день. Благодаря совместному переживанию радости и успеха мама и малыш становятся не просто близкими людьми, а лучшими друзьями.

В результате у ребёнка интенсивно развивается мозг и он усваивает большой объем информации. Более того, у

малыша вырабатывается тяга к познанию, развивается феноменальная память. Именно это даёт ребёнку прекрасные возможности для достижения успеха в будущем. Вы будете гордиться своим малышом!

 

Развивай  с пелёнок

Раньше мамам приходилось изготавливать сотни карточек со словами и предложениями вручную. Это отнимало много сил и времени, а ведь каждая секунда маминого внимания так нужна ребёнку!

Сегодня у любящих родителей есть возможность приобрести готовые комплекты для развития своих малышей. Два таких пособия, «Чтение с пелёнок» и «Букварь с пелёнок», предлагает Компания «УМНИЦА». Оба комплекта эффективны в возрасте от рождения до 5-6 лет.

Вы можете выбрать один из комплектов или использовать оба – ведь, как и с любым умением, чем больше практики получит Ваш малыш, тем выше будет результат.

Комплекты «Чтение с пелёнок» и «Букварь с пелёнок» завоевали золотые медали на 5-м международном конкурсе «Лучшие детские товары’2007» в Москве.

 

Занятия с листалками из комплекта Букварь с пеленокКомплект «Чтение с пелёнок» содержит 800 удобных карточек с часто употребляемыми словами на русском языке. Содержание, форма и размеры карточек разработаны ведущими российскими специалистами с учетом рекомендаций «Института Ускоренного Развития Ребёнка» («Better Baby Institute»). «Чтение с пелёнок» – это самый полный комплект по обучению чтению с рождения до 5-6 лет.

 

«Букварь с пелёнок»

В этот комплект входят необычные книги-листалки, которые значительно экономят время на обучение Вашего малыша. Каждая листалка посвящена какому-либо действу, связанному с игрой: считалочка, мирилка, прыгалка, пальчиковая гимнастика, массаж… Благодаря этому, обучение проходит как увлекательная игра, малышу открывается сказочный мир русского фольклора. Методика «Букваря с пелёнок» запатентована и не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.

 

 

Как научить ребенка читать

Андрей Маниченко

Педагог, психолог, основатель компании “УМНИЦА”, автор развивающих методик.

 

 

Как ни парадоксально звучит, но научить ребенка читать очень легко. Это сделать легче, чем научить его говорить. Более того, чем младше ребенок, тем проще процесс обучения дается как ребенку, так и родителям. В год научить читать ребенка легче, чем в два. А в два легче, чем в три и т.д.

 

Все дети уже к первому году жизни начинают произносить свои первые слова, а к двум – трем годам демонстрируют великолепные успехи в овладении родным языком. Мы, взрослые, не видим в этом никакого чуда. Воспринимаем как естественное развитие ребенка. Но на самом деле то, что дети за поразительно короткий срок осваивают речь, является самым настоящим чудом. Ведь язык – это достаточно сложная структура. И овладеть им – не так-то просто. Это понимает каждый, кто изучал иностранный язык. Вспомните себя. Сколько лет мы потратили на изучение английского или немецкого? Семь лет в школе (с 5-го по 11-ый классы), еще 2-3 года в институте. 10 лет мы учили иностранный язык! И что?

 

Почему мы, взрослые, не можем освоить за 10 лет то, что легко осваивает каждый ребенок? Ответ прост: дети способнее взрослых. Они гениальны! Овладеть речью в раннем детстве легко и естественно. А к 7-ми годам мозг заканчивает свое формирование. После этого возраста коэффициент интеллекта (IQ) любого человека не способен к значительным изменениям. Теперь успехи ребенка в школе будут зависеть (в первую очередь!) не от учителя, не от учебников или программ, не от помощи родителей (хотя всё это тоже немаловажно), а от того, насколько интеллектуально насыщенной была жизнь ребенка в раннем детстве.

 

Самый эффективный способ сделать ребенка гением – научить его читать до трех лет. Именно обучение чтению в раннем детстве формирует колоссальный интеллектуальный потенциал, который в дальнейшем поможет ребенку не только легко справиться со школьной программой, но и достичь любых высот, о которых Вы даже и не помышляете!

 


Три пути...

Андрей Маниченко

Педагог, психолог, основатель компании “УМНИЦА”, автор развивающих методик.

 

Существует  три методики обучения детей самому универсальному учебному умению – умению читать. Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать: что даст каждая из них. Что она даст ребенку? Что даст родителям? Что – учителям?

 

1. Традиционная методика.

 

Самая распространенная и самая древняя. Возраст этой методики – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике.  Обучение основано на фонемном принципе. Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определенными звуками были закреплены определенные значки. Эти значки назвали буквами.

 

Процесс обучения идет в обратном порядке.  Сначала ребенка знакомят с буквами. Учат: как эти буквы озвучиваются.  Потом учат буквы-звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причем, даже годовалый ребенок способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет! Долгое время ребенок не способен понять закономерности чтения. Буквы начнет забывать, а секрет чтения так и не раскроет.

 

Только в возрасте 5 – 7 лет ребенок научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для ребенка очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз ребенок, тыча пальчик в каждую букву, озвучивает их. И только на третий, четвертый, пятый раз догадается: что за слово написано. Когда ребенок в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же ребенок осмыслит предложение целиком? И захочет ли расшифровывать следующее?

 

В конце первого класса дети должны читать со скоростью 25-30 слов в минуту. Этот норматив установлен государственным образовательным стандартом!

 

2. «Кубики Зайцева».

 

Еще в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику для обучения детей с двух лет чтению. В основе методики лежит складовый принцип. Обучение начинается не с буквы, а со склада (МУ – МО – МА – МЭ – МЫ;  МЮ – МЁ  - МЯ – МЕ – МИ).

 

Идея обучать читать по складовому принципу родилась еще в начале XIX века, начиная с «Азбуки» Ф. Кузьмичева. Горячим сторонником складового принципа был Л. Н. Толстой, обучавший в своих школах детей читать именно по этому принципу.

 

Окончательно в стройную методическую систему складовый принцип воплотился в «Кубиках Зайцева». Борьба звуковиков и складовиков продолжается два столетия и не прекратилась по сей день, несмотря на очевидность огромных преимуществ складового принципа перед звуковым.

 

Еще в 1873 году Л. Н. Толстой писал, что по складовому способу «способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный – не более как в 10 уроков». (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения грамоте. – ПСС, т.17, М., 1936.)

 

3. Методика Домана.

 

Обучать не с буквы, не со склада, а сразу с целого слова! Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США).

 

Перед медиками стояла задача: найти методику лечения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под руководством Глена Домана, основателя Института, искали возможность активизировать умственную деятельность больных детей через обучение. Но как ни бились врачи, стремясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям, - ничего не получалось. Дети никак не понимали: как из букв получаются слова. К тому же английские правила чтения чрезвычайно сложны. Складовый принцип здесь тоже не подходит.

 

Пригодным оказался лишь принцип обучения через слово. Запоминать целиком написанные слова и отождествлять их с соответствующими предметами для слаборазвитых детей оказалось самым простым. Больные дети через такое обучение быстро догоняли здоровых детей в развитии. И они не только стали здоровыми, они научились читать.

 

Очень часто выдающиеся открытия совершаются не специалистами данной области науки, а специалистами смежных областей. Так получилось и с чтением. Передовую технологию обучения малышей читать целыми словами разработали не педагоги, а врачи.  Перед врачами стояла совсем иная задача: не научить ребенка читать, а активизировать его мозг. Результат превзошел все ожидания. Мозг больных детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем сразу беглое. А что же педагоги? 5000 лет они обучали чтению, начиная с буквы. И ещё 5000 лет, наверное, продолжали бы учить именно так.

 

Что же дало новое открытие педагогам?

 

Новые проблемы. Вся программа начальной школы становится бессмысленной. Дети весь этот материал легко осваивают задолго до школы. Что же дало открытие врачей родителям? Возможность самим сделать своих детей и здоровыми, и умными, и счастливыми.

 

"Ген гениальности» пока не найден, но зато путем многолетних экспериментов мы твердо определили, что важнейшим фактором в достижении интеллектуальных высот является правильная работа с ребенком в первый год его жизни.

 

Р. М. Худоерков, д.м.н.,зам. директора по науке   НИИ мозга Российской Академии Медицинских Наук


Во время процесса обучения сохраняйте весёлое настроение

Андрей Маниченко

Педагог, психолог, основатель компании “УМНИЦА”, автор развивающих методик.

 

Забудьте весь свой ученический опыт. Никогда в общении с ребёнком не стремитесь уподобляться школьным учителям. Не копируйте их менторскую интонацию и сдвинутые брови.

 

Какими бы ни были талантливыми и прекрасными педагоги, дети, играя в школу, любому стороннему наблюдателю продемонстрируют суть взаимоотношений «учитель – ученик».

 

И тот ребёнок, который берёт на себя роль учителя, не затрудняясь, покажет весь арсенал педагогических приемов принуждения, подавления и оскорбления личности.

Почему «Закон об образовании» ограничивает ученический возраст, начиная отсчёт с 7 лет? Да просто потому, что именно к этому возрасту ребёнок достигает такого уровня социализации, что способен подчиниться учителю и выполнять его требования. До семи лет ребёнок своеволен и не поддается какому бы то ни было принуждению.

 

Иными словами, малыша невозможно заставить что-либо делать против его воли. И если мы хотим побудить его к какому-либо действию, нужно сделать так, чтобы ребёнок сам этого захотел.

 

СЕКРЕТЫ ПЕДАГОГИКИ

 

Учитесь у Тома Сойера.

Как-то раз Тома наказали за целый ряд провинностей, которые он совершил. И в качестве наказания заставили красить забор.

 

И вот несчастный Том Сойер (а может быть, и не несчастный!) красит забор. Мальчишки же, наблюдавшие эту процедуру, стали подсмеиваться над Томом: «Ага, наказали! Заставили вкалывать! Давай-давай, вкалывай!»

 

Ситуация сама по себе трагична. Никто, тем более ребёнок, не может равнодушно переносить насмешки в свой адрес.

 

Но случай с Томом уникален. На наших глазах произойдет волшебная метаморфоза.

 

Мальчишки перестанут смеяться над Томом и покрасят ему забор.

 

Более того, они сами выстроятся в очередь и отдадут Тому все свои драгоценности, выворачивая наизнанку карманы.

 

И ради чего? Чтобы некоторое время подержать в руках обыкновенную кисточку и сделать несколько мазков по забору?! С детьми произошла необычная метаморфоза?

 

Что же сделал Том Сойер?

 

А ничего особенного! Он просто сам для себя превратил наказание в игру.

 

«Да-а-а, - думал Том, - на этот раз никуда не удерёшь, придётся красить». Сунул кисть в краску, мазнул по забору и пришел в восторг: «Нет, в этом что-то есть!»

 

Том, не обращая внимания на насмешки мальчишек, увлеченно красил забор.

Мальчишки быстро сообразили, что здесь что-то не так: «Ну, не может наказанный с таким вдохновением выполнять наказание! Не мо-жет!»

 

Подошли поближе: «Том, а Том… А что это ты тут делаешь?» (Будто сами не видят!)

 

Но Том, не обращая на них никакого внимания, продолжал красить забор.

 

- Том, а Том, а дай покрасить, - раздалось первое робкое.

 

- А чё дашь? – прозвучало в ответ.

 

И сразу выстроилась очередь желающих покрасить забор, да ещё выворачивающих при этом из своих карманов рогатки, свистульки и другие мальчишечьи драгоценности в обмен за работу.

 

То, что сделал Том Сойер тогда, Вы, уважаемые родители, должны делать всегда, когда будете брать в руки карточки со словами и начинать урок со своим малышом.

 

Перед началом урока, трепетно прижимая к себе карточки или весело помахивая ими, сообщите ребёнку радостнейшую весть: «Сейчас я тебе такие замечательные слова покажу!!! Садись! Смотри!» И сразу, без всякой паузы, начинайте весело показывать ребенку карточки.

 

Не вздумайте спросить малыша: «Ты хочешь посмотреть на эти карточки?» - Ребёнок может ответить: «Нет, не хочу».

 

Не нужно его провоцировать таким вопросом. Само Ваше приглашение должно быть сказано так весело, так интригующе, как будто Вы сообщаете ребёнку самую радостную и долгожданную новость.

 

Знайте: любой малыш всегда реагирует в первую очередь не на смысл сказанного, а на интонацию.

 

Если Вы приятную новость, например, о том, что завтра пойдете в зоопарк, сообщите ребёнку с грозной интонацией, сдвинув брови, то он, скорее всего, не обрадуется, а напугается.

 

А если неприятную весть сообщить радостно, восторженно – малыш будет радоваться вместе с Вами.


Как заинтересовать малыша в занятиях

Андрей Маниченко

Педагог, психолог, основатель компании “УМНИЦА”, автор развивающих методик.

 

Ребенок в возрасте от 7 месяцев до 1 года

Два правила для этого возраста:

1. Занятия должны быть максимально короткими

2. Прекращайте занятия раньше, чем Ваш ребёнок сам этого захочет

 

В год ребенок начинает ходить, а к полутора годам  – не только ходить, но и бегать.Никакой взрослый не обладает такой колоссальной энергией, как самый обычный ребенок в возрасте от года до полутора лет. Все мамы с нетерпение ждут того счастливого момента, когда малыш сделает свой первый самостоятельный шаг. Радуются только один день. На следующий думают: «Лучше бы ты лежал!» Теперь у мамы совершенно нет свободного времени. Всегда нужно быть начеку и подстраховывать малыша. Зато радости ребёнка нет конца. Ведь он не просто научился ходить, он познакомился с новым способом передвижения в пространстве, и это ему очень понравилось. Теперь он научился передвигаться быстро, и возможность исследовать окружающий мир резко возросла.  Поэтому 5 слов за 1 занятие – вполне достаточно, хотя может возникнуть необходимость сократить это количество до 3, а может быть, и до 1 слова.

 

Ни один другой принцип не позволит Вам успешнее продвигаться вперед, чем этот:

Прекращайте занятие прежде, чем этого захочет Ваш ребенок.

 

Этот принцип справедлив для любого возраста, но особенно непреложен он для возраста от 12 до 18 месяцев.

 

Один папа, влюблённый в эту методику не меньше, чем в свою дочку, прошел у нас обучение и рьяно приступил к занятиям с полуторагодовалой дочкой, но уже через неделю он явился на консультацию:  - У нас ничего не получается! Всё, чему вы нас учили, всё не так. Как ей можно вообще что-либо показать, если она не сидит, не стоит и не лежит. Она не умеет даже ходить. Она полностью оправдывает своё имя: Юля. Она может только прыгать, бегать, вертеться на одном месте, потом снова бегать, прыгать, вертеться и т.д.

 

Вот несколько способов решения подобной проблемы, подсказанных нашими слушателями.

 

Обучать на горшке. (Находка семьи Гончаровых, Челябинск). Это один из наиболее оригинальных и успешных способов обучения годовалого малыша. Пока процесс не кончится – ребёнок никуда не удерёт. И в это время, когда у малыша появилась желанная для любого учителя усидчивость, пусть вынужденная, можно успеть показать все комплекты карточек по одному разу.  Хорошо, если у ребёнка желудок работает так, что есть возможность за день провести три сеанса обучения. В этом случае проблема снимается вовсе.  Но в действительности всё происходит как раз наоборот: для многих родителей проблемой является усадить ребёнка на горшок. Это, кстати говоря, если родителям продолжительное время не удаётся приучить ребёнка к горшку, может вырасти в серьёзную психологическую проблему. А навязчивая реклама памперсов резко умножает проблемность ситуации. Находка семьи Гончаровых поможет Вам решить сразу две проблемы: и приучить малыша к горшку, и успешно проводить занятия.

 

Бывает, достаточно один раз попробовать провести урок на горшке, в следующий раз ребёнок сам просит, оказавшись на своей вазе: - А карточки?

 

Качели. (Способ обучения Пименовых, Златоуст)..  Дима Пименов, 1 год и 3 месяца, любил качаться на качелях, которые сделал ему папа в дверном проёме. Мама Димы один раз попробовала обучать его во время увлекательного процесса качания туда-сюда и быстро поняла, что это удивительно спасительный способ обучения ребёнка, так как в других положениях он спокойно сидеть не умеет и не хочет. Усадит мама сына на качели, толкнёт от  себя, а когда качели наезжают на маму,  успевает показать Диме карточку и её озвучить. Пока качели, как маятник, делают оборот туда-сюда, мама успевает сменить карточки. Система маятниковых колебаний позволяет за один сеанс показать все карточки дневной нормы по одному разу.  Если качели прочно соединяются с занятиями, то показывать карточки три раза в день будет легко. При этом можно значительно увеличить ежедневный объём карточек и резко повысить  темп продвижения вперёд.

 

Обучаем на подоконнике. (Семья Савельевых, Магнитогорск). Никита Савельев на любые предложения мамы позаниматься сразу убегал. И мама Никиты уже решила было отказаться от  обучения, полностью разочаровавшись в методике, как вдруг урок, который мог оказаться последним, прошел на ура.

 

Дело было так. Никита притащил стул к подоконнику, вскарабкался на стул, потом стал пытаться взобраться на подоконник, но у него это никак не получалось. Помогла мама. Никита долго сидел на своём возвышении, ни в какую не соглашаясь слезть. Он весело болтал ногами, задорно смеясь. Маме нужно было выйти из комнаты, но оставить ребёнка без присмотра одного да ещё на подоконнике она не могла. И вот решила показать ему карточки, думая, что от них он как обычно будет отворачиваться и, следовательно, удерёт с подоконника.  Но не тут-то было! Ребёнок внимательно посмотрел на слова и попросил ещё. Мама показала ребёнку несколько комплектов, и внимание его не ослабевало. Ребёнок оказался, что называется, усидчивым. После этого случая, приступая к обучению ребёнка, мама усаживала Никиту на подоконник и проводила занятие.

 

Сидеть в необычном положении ребёнку определённо нравилось: открывалась необычная панорама для обзора, появлялось чувство некоторой опасности («Немедленно слезь, а то упадёшь!»), а беспокойство мамы довершало удовольствие. Самостоятельно слезть с подоконника Никита ещё не мог, и мама успевала за один сеанс показать ребенку несколько комплектов карточек. Необычность ситуации способствует появлению у ребенка того качества, о котором мечтают все педагоги – усидчивости. Данный форму обучения можно ещё разнообразить: усаживать ребёнка на стол, на пианино, даже на шкаф.

 

Искать карточки (Семья Селезнёвых, Санкт-Петербург) Когда кто-либо находит что-то необычное, неожиданное, поразившее его, он издаёт необычный возглас удивления, который трудно передать каким-либо сочетанием букв.  Представьте, что Вы, прибираясь в комнате, отодвигаете штору и видите на подоконнике  бриллиантовое кольцо (змею, шимпанзе в кепке, любимого кота с сигаретой в зубах и т.п. – выберете сами наиболее значимое для себя). Вы вскрикнули, и вся семья сбежалась: - Что?!! Что случилось? – заинтересованность всей семьи в происходящем абсолютная.

 

Представили? Вскрикнули? Теперь запомните свой возглас и потренируйтесь его артистически повторить в другой ситуации. Когда в семье Селезнёвых годовалый Игорь отказался смотреть на карточки, его изобретательная мама стала прятать карточки со словами под ковёр, под скатерть, за штору, в шкаф и т.д. И вот, когда Игорь находился рядом, мама, откинув ковёр, издавала тот возглас, как будто она увидела живого таракана. Вся семья сбегалась. Игорь тоже заинтересовано смотрел на карточку, которая лежала под ковром и привлекала внимание всей семьи. А мама со значительной интонацией озвучивала слово: «Таракан!» Затем мама так же вскрикивала, отодвинув штору. Когда ребёнок бросал туда свой взгляд, мама загадочно говорила: «Яблоко». В шкафу мама находила карточку «банан», за дверью – «апельсин» и т.д.

 

Прятать карточки (Семья Садыковых, Татарстан) Годовалая Аля полюбила такую игру: мама показывала дочери карточку, например: «брови», и озвучивала её. Затем протягивала карточку дочери, а сама закрывала глаза руками. Дочь прятала это слово среди других, разложенных на полу, а мама старательно её искала. Поднимая каждую карточку и показывая ее дочери, мама говорила:

 

- «Арбуз» - это не «брови».

 

- «Нос» - это не «брови» и т.д. Наконец мама находила карточку, спрятанную дочкой, радостно озвучивала ее, и они вместе радовались находке.  Иногда мама с дочкой менялись ролями. Карточки прятала уже мама, а дочь была занята их поисками. Аня ещё плохо говорила и из каждого слова произносила только один слог: вместо «брови» - «бо», вместо «рот» - «от» и т.п. Но мама прекрасно понимала дочь и была абсолютно уверена в осмысленности всех ее действий.

 

 

Особенности обучения детей чтению

Андрей Маниченко

Педагог, психолог, основатель компании “УМНИЦА”, автор развивающих методик.

 

Новорожденный

 

Сам акт рождения – это сильнейшее психофизиологическое потрясение для ребёнка, резкий и болезненный переход из комфортного состояния в крайне дискомфортное.

Очень важно помочь крохе как можно быстрее адаптироваться к новым условиям и создать для него благоприятную среду для самостоятельного развития и совершенствования.

С самого рождения помогайте ребёнку совершенствовать двигательную моторику.

Учите ребёнка плавать, подолгу позволяйте ему лежать на животе. Как можно меньше его пеленайте и как можно больше позволяйте двигаться, потому что этим Вы помогаете малышу удовлетворить его главное желание – приобретение самостоятельности, свободы.

Наряду с двигательными навыками важно в этот период развивать у малыша функции зрения и слуха. Именно через эти два канала в мозг ребенка поступает основное количество информации. Чем интенсивнее идут занятия по обучению чтению с помощью карточек со словами, тем быстрее у малыша проходит функциональная слепота, и он начинает видеть.

 

Ребенок в возрасте от 3 до 6 месяцев

 

Если вы начали учить ребенка в этом возрасте, то нужно иметь в виду два следующих правила:

 

1. Показывайте слова очень быстро.

2. Часто добавляйте новые слова.

 

Ребенок в этом возрасте – истинный интеллектуал, т.е. всё, что он изучает, ему интересно. Он любит учиться ради самого процесса. Ему всё равно, что учить.

 

Особенности возраста. Ребенок ещё не может говорить. У него плохо развиты моторные (двигательные) навыки, но хорошо сенсорные (чувствительные). Это позволяет малышу легко воспринимать информацию, но не позволяет выдавать ответную. Поэтому ребенок может научиться читать раньше, чем говорить.

Понимание текста и речи – это один и тот же процесс.

Умение говорить и писать – это понимание плюс моторные навыки.

4-месячный ребенок не может читать вслух. И это прекрасно, т.к. никто ребенка не заставляет это делать. Он может читать, как и Вы, - молча, быстро и эффективно.

Ребенок в этом возрасте очень жадный до любой информации, более того, он может требовать ее в больших количествах, чем Вы в состоянии ему дать.

Часто мамы сталкиваются с таким фактом: в конце занятия ребенок показывает явное неудовольствие, требуя продолжения урока.

Ребенок может «проглотить» не 3, а 4 – 5 групп слов в день и хотеть ещё.

Малыш в возрасте 3-6 месяцев – лингвистический гений.

 

Ребенок в возрасте от 7 месяцев до 1 года

 

В этом возрасте малыш начинает ползать, а затем и ходить. Именно эти вновь приобретённые умения вносят свои коррективы в характер проведения занятий.

С началом интенсивных передвижений, пусть даже ползком, ребёнок перестал быть пассивным наблюдателем, он становится активным исследователем.

 

Если Вы начали обучение в этом возрасте, то постарайтесь соблюдать следующие правила:

1. Каждое занятие должно быть очень коротким.

2. Проводите занятия как можно чаще.

 

Если четырёхмесячный малыш может «проглотить» 50 слов за 1 занятие и просить ещё, то в 7 месяцев картина резко меняется.

Ребенок начал двигаться, перед ним открылись новые возможности.

В 4 месяца он был наблюдателем, и ему нравилось подолгу рассматривать слово за  словом.

В 7 месяцев он начал ползать, у него уже нет  столько времени на чтение, сколько было раньше. Но ему по-прежнему нравится учиться читать.

Объём ежедневно показываемых слов в этот период остаётся прежним или может даже увеличиться. Нужно просто перераспределить слова: уменьшить количество слов в комплектах и увеличить количество самих комплектов.

Если, к примеру, на предыдущем этапе в ежедневной программе у Вас было 3 комплекта и в каждом комплекте по 10 слов, то, перераспределив карточки, можно сформировать 6 комплектов по 5 слов или 5 комплектов по 6 слов. Таким образом, общее количество карточек осталось прежним.

Напоминаем, что каждый комплект нужно показывать три раза в день.

Если занятия будут максимально короткими, то ребенок будет продолжать усваивать новые слова жадно и быстро.

 

Ребенок в возрасте от 1 года до 1,5 лет

 

Два правила для этого возраста:

 

1. Занятия должны быть максимально короткими.

2. Прекращайте занятия раньше, чем Ваш ребёнок сам этого захочет.

 

В год ребенок начинает ходить, а к полутора годам  – не только ходить, но и бегать.

Никакой взрослый не обладает такой колоссальной энергией, как самый обычный ребенок в возрасте от года до полутора лет.

Все мамы с нетерпение ждут того счастливого момента, когда малыш сделает свой первый самостоятельный шаг. Радуются только один день. На следующий думают: «Лучше бы ты лежал!»

Теперь у мамы совершенно нет свободного времени. Всегда нужно быть начеку и подстраховывать малыша.

Зато радости ребёнка нет конца. Ведь он не просто научился ходить, он познакомился с новым способом передвижения в пространстве, и это ему очень понравилось.

Теперь он научился передвигаться быстро, и возможность исследовать окружающий мир резко возросла.

Поэтому 5 слов за 1 занятие – вполне достаточно, хотя может возникнуть необходимость сократить это количество до 3, а может быть, и до 1 слова.

Ни один другой принцип не позволит Вам успешнее продвигаться вперед, чем этот:

 

Прекращайте занятие прежде, чем этого захочет Ваш ребенок.

 

Этот принцип справедлив для любого возраста, но особенно непреложен он для возраста от 12 до 18 месяцев.

 

Один папа, влюблённый в эту методику не меньше, чем в свою дочку, прошел у нас обучение и рьяно приступил к занятиям с полуторагодовалой дочкой, но уже через неделю он явился на консультацию:

- У нас ничего не получается! Всё, чему вы нас учили, всё не так. Как ей можно вообще что-либо показать, если она не сидит, не стоит и не лежит. Она не умеет даже ходить. Она полностью оправдывает своё имя: Юля. Она может только прыгать, бегать, вертеться на одном месте, потом снова бегать, прыгать, вертеться и т.д.

 

Несколько способов решения подобной проблемы, подсказанных нашими слушателями.

 

Ребенок в возрасте от 1,5 до 2,5 лет

 

Правило 1. Выбирайте для изучения те слова, которые Вашему ребенку больше всего нравятся.

У ребёнка уже давно сформировались свои пристрастия, и рвётся наружу своё мнение.

Успешными занятиями будут те, на которых Вы будете показывать ребёнку любимые слова.

От нелюбимых слов он будет отворачиваться.

Все малоинтересные слова, особенно нелюбимые, нужно показывать 1 – 2 раза и переводить их в на второй  и третий этапы: в разряд словосочетаний и предложений.

Из нелюбимых слов можно сделать очень интересные предложения.

Например, если Ваш ребёнок терпеть не может слово «перловка» и готов его, как и Вашу кашу, которой Вы пытаетесь его пичкать по совету врачей для лучшего обмена веществ, выбросить в унитаз. Покажите ему предложения, от которых он придёт в восторг:

«А ну её к чёрту, эту перловку!»

«Ешь сама свою перловку!»

«А плевать я хотел на эту перловку!»

 

Правило 2. Начинайте программу обучения ребёнка постепенно.

Дети – страшные обжоры. Особенно, если это касается новых впечатлений, новой информации.

Вам, мамам, хорошо известно, что перекармливать ребёнка пищей вредно. Если перекормили малыша, он срыгнёт и будет прав. Ребёнок постарше уже не срыгнёт, но, тем не менее, состояние голода возникнет у него не скоро.

Так же и с информацией: перекормите ею – у ребёнка возникнет состояние «обжорства», и нужно делать перерыв в занятиях, чтобы настало состояние информационного голода.

 

Правило 3. Постарайтесь как можно быстрее перейти от отдельных слов к словосочетаниям и предложениям.

 

Как только из изученных слов Вы сможете сделать 10 словосочетаний – сразу приступайте ко второму этапу, а через 2 – 3 недели – к третьему.

Любимым для малыша будет 3-ий этап (предложения).

Дети этого возраста уже имеют определённый словарный запас, понимают простые синтаксические конструкции, пробуют сами конструировать предложения.

Поэтому, стремительно приступая к словосочетаниям, а затем и предложениям, Вы лишь догоняете естественное развитие речи ребёнка.

 

Некоторые способы организации и проведения занятий с детьми этого возраста:

 

Бег вокруг стола. (Семья Груздевых, Москва). В старой московской квартире в центре большой комнаты стоял круглый стол. У Танюши Груздевой был, видимо, вечный двигатель, ей нравилось бегать вокруг старинного стола, нарезая один круг за другим.

Папа Танюши усаживался по-турецки около стола и, когда дочь неслась ему навстречу, показывал очередное слово, весело его озвучивая. А пока дочь нарезала очередной виток, папа успевал приготовить следующую карточку.

 

Сидеть смирно за партами, чинно сложив ручки, и смотреть на учительницу – эту иллюзию успешного обучения трудно разрушить в нашем сознании.

Но, поверьте, гораздо эффективнее усваивается материал любой сложности, если в это время обучаемый находится в активном движении.

Николай Александрович Зайцев, хорошо зная такую особенность, успешно обучает группы трёхлетних детей, устраивая занятия прямо в спортивных залах, когда дети свободно лазят по шведским стенкам, висят на канатах и кольцах, прыгают на батуте.

 

 

Добежать до стенки и обратно. (Семья Акопян, Ереван)

Арине Акопян, девочка двух лет, любила бегать от дивана к противоположной стене, на которой висел ковёр с красивыми оленями. Она добегала до ковра, хлопала ручкой по оленю и бежала назад. И так, как маятник, она могла бегать туда-сюда минуты три-четыре.

Бабушка Арине усаживалась на диван и успешно показывала внучке карточки со словами.

А мама и папа успешно проводили занятия во время прогулки. Арине нравилось добегать до какого-нибудь объекта и обратно. Добежав до дерева (скамейки, стены, забора и т.п.), она хлопала ручкой по этому предмету и бежала обратно, хлопала по выставленной карточке и снова убегала.

Иногда мама и папа усаживались на лужайке метрах в 5 – 7 напротив друг друга и ухитрялись показывать бегающей Арине комплекты слов, причем каждый показывал свою тему. Например, папа показывал слова на тему фрукты, а мама – животных.

 

Ребенок в возрасте от 2,5 до 4 лет

 

Если ребёнку этого возраста сообщить, что Вы его сейчас начнёте учить читать, он Вам сразу же принесёт книгу. Про себя малыш будет думать, что уже через 5 минут он научится читать. Ведь он ещё не знает, какой это непростой путь - научиться самостоятельному беглому чтению.

Ребенок сразу захочет приступить к последнему, 5-ому этапу, но его нужно провести по всем этапам, начиная с первого. Просто к 5-му книжному этапу нужно выйти как можно быстрее.

 

Правило 1. Стремитесь давать ребёнку достаточно сложные слова.

 

Правило 2. Как можно быстрее пройдите этапы с 1-го по 3-ий. Основные этапы обучения детей этого возраста – 4-ый (распространённые предложения) и 5-ый (книги).

 

Если у ребёнка иногда пропадает интерес к занятиям, попробуйте применить следующие приёмы.

 

Обучаем папу (Семья Габо, Москва)

Все дети обучаются на подражании. Они подражают окружающим их людям во всём. Мама вытирает пыль, и ребёнок требует себе тряпку. Стоит папе забить гвоздь, и ребёнок несколько дней после этого стучит воображаемым молотком по чему попало.

У Мирель Габо, девочке 3-х лет, пропал интерес к занятиям.

После того, как девочка отказалась заниматься, мама предложила мужу:

- Давай, я тебе покажу эти замечательные карточки!?

Муж согласился, подыгрывая жене и изображая высшую степень заинтересованности, он вытаращил глаза и внимательно разглядывал показываемые карточки.

Но больше всего мужу понравилось, когда жена стала его хвалить, обнимая и целуя:

- Ой, какой ты у меня умница! Как ты внимательно смотрел на карточки!

Ребёнок, наблюдая эту картину, не выдержал, приполз, отбросив свои игрушки, втиснулся между мамой и папой и потребовал:

- И я хочу смотреть на карточки!

И мама стала показывать карточки дочери.

 

 

Обучаем любимую игрушку.

- Давай, будем учить нашего мишку читать?! – сказала мама и посадила пушистого мишку на колени дочери.

- Смотри, Миша, - сказала мама и стала показывать ему карточки со словами.

Дочь, прижимая к себе любимую игрушку, тоже с интересом присутствовала на этом уроке, наблюдая за мамой, проводившей урок.

Когда мама, закончив урок, начала хвалить мишку, дочь обиделась и ревниво потребовала похвалить и ее: она ведь тоже вместе с Мишей смотрела на карточки.

 

Ребенок в возрасте от 4 до 6 лет.

 

Всё, что было важным для ребенка в возрасте от 2,5 до 4 лет, становится ещё более важным для ребёнка от 4 до 6 лет.

 

1. Ребёнок не может усваивать простую информацию (отдельные слова) так же быстро, как младенец.

2. У него очень сильно развиты пристрастия – что-то он любит, а что-то нет. Его программа обучения чтению должна строиться на тщательном отборе слов, которые ему нравятся и которые он хочет учить.

Его нужно быстро провести через все этапы и остановиться на пятом («книги»). Это самый основной и продолжительный этап в обучении детей этого возраста.  Перед чтением каждой книги не забывайте показывать ребёнку отдельные слова, которые он потом встретит в книге.

 

    

    

Rambler's Top100

    

SpyLOG

 


Warning: include_once(/home/host1269507/nwportal.ru/htdocs/deti/mnl/mainlink.php) [function.include-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in http://www.NWportal.ru/include/refs.inc on line 2

Warning: include_once() [function.include]: Failed opening '/home/host1269507/nwportal.ru/htdocs/deti/mnl/mainlink.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php/php-5.3/lib/php') in http://www.NWportal.ru/include/refs.inc on line 2

Fatal error: Class 'MLClient' not found in http://www.NWportal.ru/include/refs.inc on line 4